Оттепель
Центральный Дом
Художника
Крымский Вал, дом 10
8 (499) 238-96-34
ФОРУМ «КОЛЛЕКЦИИ РОССИИ»
05
марта
10
марта

ФОРУМ «КОЛЛЕКЦИИ РОССИИ»

Организатор
Центральный Дом художника, Ассоциация «Российский Форум Коллекционеров».
ГДЕ ПРОЙДЁТ
ЦДХ
МЕСТО
Г. Москва, Крымский вал 10
КОНТАКТЫ

Анна Левандовская / Директор Салона «Старая бумага и другие формы коллекционирования»

/ +7(499) 238 98 66 / annalev.cha@gmail.com

 

Юлия Разговорова / PR / +7 (910) 434 48 79 / pr@cha.ru

Страна
Россия
Ссылка
roscollect.ru/
ИДЁТ ДО
10 марта

 

C 5 по 10 марта в Центральном Доме художника пройдет Форум «Коллекции России» и «Антикварная Ярмарка в ЦДХ» - масштабные проекты для знатоков антиквариата и современного искусства, начинающих коллекционеров и широкой публики.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСПОЗИЦИИ ФОРУМА «КОЛЛЕКЦИИ РОССИИ» БУДУТ ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:


ПАНОРАМА ОТЕЧЕСТВЕННОГО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ

Шелковые улицы, висячие сады: предметы текстильного искусства Средней Азии из коллекции Таира Ф. Таирова

Коллекция профессора, доктора юридических наук Таира Ф. Таирова, формировалась на протяжении десятилетий. Собрание включает предметы искусства народов Средней Азии – халаты, декоративные панно, другие изделия из шелка – иката ручного ткачества, а также сюзани – вышивки, относящиеся к эпохе, когда использовали только ручные красители.

Шелковые изделия этого региона начали появляться на западных аукционах в конце XIX – начале XX вв. Британские историки искусства отмечали, что эти «сумасшедшие» (wacky) панно оказали влияние на зарождение европейского модернизма. Лев Бакст активно использовал колористику таких тканей, создавая эскизы костюмов для русских балетов Дягилева.

Разноцветные икатовые ткани производились еще в первом тысячелетии, о чем свидетельствовали фрагменты икатов, обнаруженные в японской Наре и аттрибутированные как среднеазиатского происхождения. Шелковые халаты использовались в повседневной жизни и во время торжеств. Вышивки служили как основные декоративные панно в частных домах и дворцах. Большие свадьбы и многолюдные церемонии были похожи на передвижную выставку текстильного импрессионизма и халатного авангарда.

В последние годы икаты стали популярны в европейских домах моды. В Узбекистане стали производить ткани по старым образцам с применением современных красителей. Они пользуются популярностью у местного населения и туристов. Этими тканями широко пользуются и декораторы, используя их в оформлении интерьеров. В рамках экспозиции представлены предметы XIX века.


Одной из главных коллекций Форума станет собрание работ одного из крупнейших мастеров великолепной плеяды художников Большого театра Федоровского Федора Федоровича «БОЛЬШОЙ ХУДОЖНИК БОЛЬШОГО ТЕАТРА»

 

В фокусе экспозиции - культовые спектакли, открывшие новый этап в творческой биографии Федора Федоровича Федоровского (1883 – 1955) - одного из крупнейших мастеров великолепной плеяды художников Большого театра - опера «Кармен» Ж. Бизе и «Лоэнгрин» Р.Вагнера (оба – 1922 г.).Красочное буйство эскизов художника к «Кармен» отражало исключительный талант колориста и мощный художественный темперамент. Музыка Бизе словно получает цветовое воплощение, передавая эмоции в чистых красках. В оформлении вагнеровского «Лоэнгрина» художник смело использует принципы конструктивистского театра, элементы кубизации форм, эффектные сопоставления локальных цветов, чтобы создать выразительный символический образ спектакля и передать основную идею: борьбу света и тьмы, добра и зла.

В 1930-1940-е Федоровский утверждал на сцене живописно-объемный метод декорационного творчества, соединив живописную традицию с опытом 20-х годов по разработке конструктивного решения сценического планшета. Театральные работы этого времени - эскизы декораций и костюмов к постановкам «Садко», «Борис Годунов», «Хованщина» и др. во многом определившие стиль главной театральной площадки страны.

Также в экспозицию войдут произведения театральных художников первой половины ХХ века, чье творчество отмечено ярким экспериментом, утверждавшим новые принципы в оформлении спектаклей.

Собрание Ф.Ф. Федоровского представляет внук художника,Д.Ю.Федоровский.Работы Н.Айзенберг, Н.Гончарова, М.Ларионов, Б.Мессерер, В.Рындин, С.Шевалдышева, Я.Штоффер - из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга.
Личные вещи актрисы А.П.Смирновой (в девичестве – Никитиной). Из коллекции А.В. Никишина

 

Сын «короля русской водки» П.А. Смирнова Владимир Петрович Смирнов интересовался музыкой, искусством и театром. Занимаясь делами фирмы, он устраивал у себя музыкальные вечера, на которые приглашал прекрасных артистов. Частым гостем Владимира Петровича был Александр Эдуардович Блюменталь-Тамарин, известный комик, режиссёр, содержатель комической оперы и оперетты, управляющий театра Шелапутина.

В те годы многие в Москве и Петербурге знали сестёр-актрис Никитиных: Марию, Александру и Анастасию. Их отец Павел Петрович Никитин был музыкантом. Его старшая дочь Мария Павловна Никитина стала известной опереточной актрисой в труппе Блюменталь-Тамарина, который женился на ней после развода со своей первой женой. Мария Павловна Никитина обладала необычайной красотой, талантом и отличным голосом. Ей посвящались стихи, романсы, а студенты после спектаклей забрасывали цветами. Александр Эдуардович Блюменталь-Тамарин и познакомил Владимира Петровича Смирнова с сестрой его жены Александрой Павловной Никитиной – актрисой Александринского театра Санкт-Петербурга, которая, как и её старшая сестра была хороша собой, умна и обаятельна.

Александра Павловна Никитина родилась в 1873 году. Чтобы помочь семье, живущей очень трудно, она в 13 лет стала работать в одном из московских театров, где трудился её отец, участвовала в массовых сценах, исполняла роли травести. Затем работала в театре Е.Н. Горевой и Ф.А. Корша, а после переезда в Санкт-Петербург – в театрах Литературно-артистического кружка, Императорских Александринском и Мариинском. Александра Павловна сыграла много ролей в пьесах Александра Николаевича Островского (Варвару в «Грозе», Липочку в «Свои люди – сочтёмся», Таню в «Женитьбе Белугина»). Она играла в пьесах Льва Николаевича Толстого, Владимира Ивановича Немировича-Данченко.

Антон Павлович Чехов с большой симпатией отзывался об игре Никитиной в «Трёх сёстрах», называя Шурочку «Мояартисточка». Он даже предлагал Александре Павловне сыграть роль Маши в своём премьерном спектакле «Чайка» в Александринском театре, куда она перешла в сентябре 1896 года по его рекомендации, став одной из ведущих актрис театра.

В приятельских отношениях Александра Павловна и Владимир Петрович Смирнов были с Великим князем, московским генерал-губернатором Сергеем Александровичем Романовым, который в летнее время жил со своей женой Елизаветой Фёдоровной в Ильинском под Москвой и был соседом усадьбы «Ильинское», принадлежащей семье Владимира Петровича Смирнова. Владимир Петрович и Александра Павловна были дружны и с другими известными людьми России. В семейном архиве до настоящего времени хранится фотография, которую их потомки называют «Чаепитие в Шелковке», на которой присутствуют Ф.И. Шаляпин с супругой. Общение Владимира Петровича и Александры Павловны с Михаилом Александровичем Врубелем было обусловлено их многолетним знакомством с Фёдором Осиповичем Шехтелем, приобретением по рекомендации Врубеля для их семьи дома №6 на Садовой-Самотечной улице в Москве. Этот дом был перестоем Фёдором Осиповичем Шехтелем, разделившим его на парадную и садовую части. Архитектор установил в доме статую богатыря на коне, выполненную Михаилом Александровичем Врубелем. В настоящее время эта красивейшая скульптура находится в одном из музеев Петербурга.

На выставке будут представлены фотографии из личного архива актрисы, лорнет, перчатки, коллекция открыток и другие предметы из личной коллекции А.В. Никишина.

 

Искусство театра Ирины Штенберг. Из коллекции Е.А.Зениной.

Судьба Ирины Валерьяновны Штенберг (1905 – 1985), талантливой театральной художницы, складывалась непросто. Ее творческая жизнь началась ярко – ее работы высоко оценивали коллеги и зрители, она активно сотрудничала с московскими и тбилисскими издательствами. В 1937 году ее муж, крупный партийный работник А.Н. Кулиджанов (отец известного режиссера Л.А. Кулиджанова) был арестован и погиб при невыясненных обстоятельствах. После этого успешная карьера Ирины Штенберг фактически оборвалась. Она продолжала работать в театрах, но о масштабных выставках и крупных проектах речь уже не шла.

В рамках экспозиции «Панорама отечественного коллекционирования» будет выставлена коллекция эскизов, созданных И.В. Штенберг в 1938 году для постановки комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» из коллекции Е.А. Зениной.

«Гоголевские герои буквально оживают на ее рисунках, - полагает владелица коллекции. – Представленные работы больше похожи на книжные иллюстрации, чем на классические эскизы театральных костюмов. Каждый персонаж наделен характером. В этих живых, непосредственных изображениях – особое обаяние работ Ирины Штенберг».

 

Собрание народного костюма Сергея Глебушкина.

Традиционный костюм – важная часть традиционной культуры. Русская народная одежда отличается высокой художественностью и разнообразием. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, вышивали, сохраняя вековые традиции, удивляют всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с народным костюмом. Знание истоков его художественной природы дает нам возможность приобщиться к традиционной русской культуре, позволяет воспитывать в подрастающем поколении определенное восприятие мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства.

Сергей Анатольевич Глебушкин - известный в России собиратель и исследователь русского народного костюма. Коллекция включает в себя костюмные комплексы начала XIX - XX веков, собранные в этнографических экспедициях в разных регионах России. Этой коллекции может позавидовать любой музей. Благодаря ей мы видим, что же носили женщины на Руси 100-150 лет назад. По наряду можно было узнать о месте проживания, социальном статусе, семейном положении женщины. В каждом регионе, в каждой деревне были свои традиционные костюмы, отличающиеся и по стилю, и по цвету, и по материалу изготовления. У каждой женщины того времени было несколько костюмов на все случаи жизни: повседневный, свадебный, праздничный, для уборки урожая, для печали. Костюм девушки отличался от костюма замужней женщины, а последний в свою очередь, от костюма старухи.

Большую ценность и уникальность коллекции придают праздничные головные уборы золотого и серебряного шитья, украшенные жемчугом и бисером. Большинство экспонатов это ручная работа (ткачество, вышивка, плетение). Материал: шерсть, лён, конопля - то, что производилось в собственном хозяйстве. Но иногда применялись и покупные ткани (шёлк, парча, атлас) привезенные из Индии и Китая.

Коллекция собирателя русского костюма Сергея Анатольевича Глебушкина одна из самых крупных и значительных в стране, и сегодня, в начале ХХI века, занимает особенное место. Сергей не только находит предметы и целые костюмные комплексы, приводит их в порядок, реставрирует и бережно хранит, но и активно занимается исследовательской и просветительской работой. Во многих городах нашей страны и за рубежом прошли выставки коллекции С. Глебушкина.

 


Театральная экспозиция галереи «Элизиум»


Театральная экспозиция галереи «Элизиум» продемонстрирует произведения художников, чье творчество отмечено ярким экспериментом, утверждавшим новые принципы в оформлении спектаклей в 1910-20-е годы, а также покажет их развитие в современной театральной сценографии.

Здесь представлены эскизы таких художников как М. Андреенко, К. Вялова и А. Экстер, решенные в конструктивистской стилистике, а также эскизы костюмов к постановке «Веер» - ранние произведения Н. Гончаровой.

Талант Нины Айзенберг раскроют ее работы, сделанные для крупных театральных площадок, таких как Малый театр и театр А.Н. Островского.

Представлены ранние малоизвестные эскизы Софьи Шевалдышевой, Всеволода Сахновского – художников, умеющих сочинить костюм, в несколько секунд преображающий актера на глазах у изумленных зрителей.

В эскизах к спектаклям Большого театра можно будет проследить за мирискуснической традицией таких художников, как Я. Штоффер, В. Ходасевич и М. Бобышов.

Работы Б.Мессерера и В. Левенталя продемонстрируют новый этап в театральном искусстве ХХ века, который отличался сочетанием лучших традиций русской школы и новаторскими поисками 60-х годов.

Произведения представлены из частных собраний Москвы.


САЛОН «СТАРАЯ БУМАГА И ДРУГИЕ ФОРМЫ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ»

В рамках Форума «Коллекции России» будет представлен, всеми полюбившийся за долгие годы, Салон «Старая бумага и другие формы коллекционирования» - выставочный проект, посвященный бумажному коллекционированию.

Предметы коллекционирования из бумаги поистине неисчислимы: книги, рисунки, гравюры, боны, ценные бумаги, марки, почтовые карточки, этикетки, плакаты, фотографии, географические и игральные карты, эпистолярное наследие, автографы, экслибрисы и многое, многое другое. Все эти предметы, помимо культурной, художественной и финансовой ценности, обладают ещё многими важнейшими и неоспоримыми качествами – являются ценнейшими источниками исторических знаний, содействуют сохранению семейных традиций, способствуют образовательной и просветительской деятельности.

Основные разделы Салона: старые и редкие издания, исторические документы, филателия, филокартия, тиражная и авторская графика, плакаты, старая и уникальная фотография. На Салоне каждый посетитель сможет пополнить свои уже существующие коллекции и начать собирать новые, познакомиться с коллегами по увлечению, антикварами, с профессиональными историками, реставраторами, хранителями бумажных сокровищ, работающими в крупнейших библиотеках и музеях.

Галерея «РУССКИЙ АВАНГАРД» представит на Салоне почти все разнообразие коллекционирования на старой бумаге. Посетители выставки смогут увидеть:
• коллекцию советских марок от начала революции 1917 года и до 70-тых годов СССР;
• редчайшие дореволюционные почтовые открытки авангардистов А.Крученых и Вл. Маяковского, а также ряда других русских художников начала 20-го века;
• фотографии из личного собрания известного фотографа- экспериментатора Свищего-Паоло;
• рекламные, политические и кино-плакаты первых лет Советской власти таких дизайнеров, как братья Стенберги, А.Довженко, Ю. Ганф;
• книги 19-20х веков: издания конструктивистов, работы К.Малевича, Вл. Маяковского и прижизненные издания поэтов серебряного века;
• литографии и графические работы, включая масленые на бумаге, художников Владимира Мюллера, Георгия Лозбекова и Бориса Расцветаева.
• оригинальные работы на бумаге таких всемирно известных русских художников, как Н. Крымов, И. Остроухов, О. Розанова, М. Ларионов, К. Зданевич, А. Зверев.

Филателистический салон предоставит уникальную возможность для покупки почтовых марок Российской Империи, СССР и современной России, а также филателистические и нумизматические аксессуары одной из ведущих фирм Германии - Leuchtturm.

Коллекция Натальи Титовой расскажет о ресторанной культуре Старой Москвы.

 

АНТИКВАРНАЯ ЯРМАРКА В ЦДХ

На время проведения Форума «Коллекции России» и Антикварной Ярмарки, Центральный Дом художника превратится в музей разнообразных коллекций, где каждый зал – это особая страница истории.
Антикварные галереи и частные собрания представят свои коллекции – здесь можно будет найти работы живописцев и скульпторов минувших столетий, предметы декоративно-прикладного искусства, ювелирное искусство, памятники русской иконописи, фарфор и стекло, ковры и ткани, русскую графику начала XX века, антикварные книги и букинистику, а также другие произведения, проникнутые очарованием старины. Среди них галереи, давно зарекомендовавшие себя на антикварном рынке: «Антикварный Салон на Кутузовском проспекте, 24», «Коллекционер», Дизайн-Студия «Инартэкс», «Конасьеръ», «Искусство Востока».
Антикварная Ярмарка привлекает широкий круг экспертов, художественных критиков, известных коллекционеров и ценителей искусства, а также тех, кто только начал путь коллекционера предметов старины.
В оживленной, деловой и вместе с тем непринужденной атмосфере можно будет ознакомиться с предложениями участников, получить комментарии и рекомендации специалистов и при желании пополнить свою коллекцию произведений старого искусства или начать собирать её.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ. «40 ЛЕТ ЦДХ. НОСТАЛЬГИЯ»

В холле Центрального Дома художника на целый месяц развернется уникальная экспозиция, посвященная сорокалетней деятельности ЦДХ.

Напомним, что в ноябре 1979 года Центральный Дом художника на Крымском валу принял первых посетителей, а 31 марта 2019 года - примет последних.
В экспозицию выставки войдут архивные фотографии, документы и публикации, раскрывающие многолетнюю и разностороннюю деятельность ЦДХ. Для выставки из оцифрованного архива ЦДХ отобрано около сотни фотографий, отражающих самые знаковые события: выставка знаменитого скульптора Тони Крэгга «Тяжесть и нежность», «Мастерская АРТ МОСКВА», ретроспективная выставка одного из ярких представителей своего поколения и самого известного российского художника на международной художественной сцене — Олега Кулика «ХРОНИКА 1987-2007», большая ретроспективная выставка Эрвина Вурма «ДЕРЖИ ГОЛОВУ В ХОЛОДЕ», фестиваль Новой Культуры / NewCultureFest, фестиваль науки и искусства «Science Art», ПЕРВАЯ МОСКОВСКАЯ БИЕННАЛЕ ДИЗАЙНА и многое другое.

В оформлении экспозиции будут широко использованы мультимедийные технологии, которые позволят зрителям погрузиться в историческую атмосферу 90-х годов. В это время в залах ЦДХ была показана серия выставок всемирно известных мастеров – Картье Брессона и Ив-Сен Лорана (Франция), Гюнтера Юккера (Германия), Френсиса Бэкона и Гилберта и Джоржа (Великобритания), Джорджо Моранди и Янниса Кунеллиса (Италия), Роберта Раушенберга и Джеймса Розенквиста (США), Сальвадора Дали (Испания), Жана Тенгли (Швейцария), Владислава Хасиора (Польша), Руфино Тамайо (Мексика).
Периодически экспонировались выставки произведений из музейных собраний России и стран Ближнего зарубежья, таких художников, как К. Петров-Водкин, З.Серебрякова, А. Куприн, А. Осьмеркин, Н. Крымов, А.Лентулов, В. Татлин — художников, чьи имена входят в Золотой фонд российского искусства.
Выставка «40 лет ЦДХ» — это повод вспомнить, как все начиналось! Ведь до сих пор ЦДХ является уникальным комплексом, в котором художники, искусствоведы, критики, кураторы, архитекторы, музыканты, фотографы, кинематографисты, дизайнеры, литераторы и специалисты в области культуры могут свободно общаться на профессиональные темы и принимать участие в художественных мероприятиях и проектах.


Выставка «40 лет ЦДХ» продлится до 31 марта.

 

Часы работы Форума «Коллекции России» и Антикварной Ярмарки в ЦДХ:

5 марта – с 14:00 до 20:00
6 – 10 марта – с 12:00 до 20:00

Специальная экспозиция «40 ЛЕТ ЦДХ. НОСТАЛЬГИЯ» будет работать до 31 марта.

 

 

 

Другие события этой недели