Центральный Дом
Художника
Крымский Вал, дом 10
8 (499) 238-96-34
Музей народной живописи. Собрание В.А. Мороза
14
сентября
25
сентября

Музей народной живописи. Собрание В.А. Мороза

ГДЕ ПРОЙДЁТ
ЦДХ
МЕСТО
2 этаж, зал 15
Страна
Россия
Ссылка
www.roscollect.ru
ИДЁТ ДО
25 сентября

Владимир Алексеевич Мороз родился 24 декабря 1929 года в семье служащих. Начал рисовать, как все, в раннем детстве. В семь лет отец, желавший чтобы сын стал художником, определил его в детскую художественную школу. В пятнадцать лет Володя уже сам зарабатывал ретушированием фотографий. Убегая со школьных уроков, чтобы успеть за день обойти все букинистические магазины, Володя из страстной любви к живописи и жажды к знанию искусства, начал собирать репродукции произведений великих художников. Возник узкий круг коллекционеров – собирателей репродукций шедевров живописи в великолепных полиграфических изданиях. Их было пять-шесть солидных мужей: М.В. Куприянов – один из Кукрыниксов, С.Н. Иванов – редактор Госполитиздата, М.В. Алпатов – известный искусствовед и среди них юноша Володя Мороз (все они называли себя «королями репродукций»).

По окончанию средней школы Мороз поступил в Строгановское училище. В 1948 году был привлечен к государственному заказу – выполнению музейной копии в натуральную величину с картины В. Сурикова «Боярыня Морозова» для Румынской национальной галереи в Бухаресте, которая была принята Государственной комиссией с оценкой «отлично».

Работал в живописно-производственном комбинате при Художественном фонде СССР, в мастерской «Промграфики» при Московском союзе художников. Член Союза художников России.

В пятидесятые-шестидесятые годы, когда складывалась коллекция, Мороз - друг и собиратель работ Р.Р. Фалька (Фальк называл его «лучшим глазом Москвы»), Олега Прокофьева (сына С.С. Прокофьева), Л.Ф. Жегина – «неоцененного живописца и теоретика» , А.В. Фонвизина – «истинного свободного художника, независимого от так называемых направлений в искусстве», познакомившего Мороза с В.Е. Татлиным – «чудо-человеком, скромнейшим и величайшим из современников».

В духоте советского режима отдушиной для Владимира Алексеевича было искусство живописи, которому он отдавал свою жизнь (его как художника еще предстоит открыть миру). Мороз был также одним из первых собирателей картин ценимых им художников-сверстников: Д. Краснопевцева, И. Кабакова, А. Потешкина (псевдоним Терекла).

В шестидесятые-семидесятые годы Владимир Мороз – художник, знаток искусства, собиратель по наитию, опыту, знанию – по любви, а не по специальному искусствоведческому образованию – обладатель одной из уникальных коллекций от иконописи до русского авангарда 20-х годов. В это время намеренно создавалась атмосфера нетерпимости к частному коллекционированию, целью которой было ограбить – отобрать то, что недавно самим государством уничтожалось, предавалось анафеме. Коллекция Мороза стала для них лакомым кусочком, а сам коллекционер оказался в Лефортово по обвинению в антисоветской деятельности. До сего дня (кроме единичных шедевров, попавших в музеи) местонахождение коллекции неизвестно.

Освободившись из заключения, Мороз дал себе слово «никогда ничего не коллекционировать». Но встреча в 1984 году в деревне Селищи с восьмидесятилетней художницей-крестьянкой Любовью Михайловной Майковой («Тетей Любой») заставила Мороза изменить своему слову.

Глубокое знание мирового искусства и «глаз снайпера» позволили вычленить Владимиру Морозу из моря рисовальщиков-дилетантов, чье искусство принято называть «самодеятельным» или «наивным», - Художников, которых сам коллекционер называет «самостоятельными» или «независимыми», соответствующими понятию Толстого о художнике будущего: «Художник будущего будет жить обычной жизнью людей, зарабатывая свое существование каким-либо трудом… Искусство будущего будет производиться людьми из народа, которые будут заниматься им тогда, когда они будут чувствовать потребность в такой деятельности».

Любовь Майкова, Павел Леонов, Николай Комолов, Анна Дикарская, Владимир Богданов, Анастасия Дербенева – художники, представленные на выставке, составляют ядро коллекции В.А. Мороза, которую сам коллекционер пророчески назвал: «Музей русской народной живописи».    

Битва Саксофонов «Sax Battle»

 

Рождественнская выставка

 

 

Другие события этой недели