Центральный Дом
Художника
ул. Ильинка, 4
8 (499) 238-96-34
«Сверхновая». Фестиваль современного искусства
05
ноября
06
ноября

«Сверхновая». Фестиваль современного искусства

Тип
Фестиваль
ГДЕ ПРОЙДЁТ
ЦДХ
КОНТАКТЫ

potanina_elena@mail.ru

Страна
Россия
ИДЁТ ДО
06 ноября

Фестиваль проходит при поддержке Министерства Культуры РФ.

«Сверхновая» — фестиваль современного искусства, главной темой которого является технологии и инновации в сфере культуры. Инновации не только в применении технических средств, использовании различных методов и подходов в реализации творческой идеи, но и в переосмыслении роли и задачи искусства как такового. На протяжении четырех месяцев проводятся серии выставок, музыкальные и театральные постановки, творческих мастерские, мастер-классы. География участников «Сверхновой» охватывает несколько регионов, среди которых — Подмосковье, Калуга, Ярославль, Санкт-Петербург, Ставрополь, Сочи, Москва.

Фестиваль ставит своей главной целью создание единой креативной среды для общения и обмена опытом между художниками, кураторами и зрителями. Такое общее пространство позволит вести диалог на различных уровнях: между авторами, зрителями и профессиональной средой. Презентация авторских проектов, находящихся в современном инновационном арт-пространстве не ограничивается жесткими рамками тех или иных жанров. Фестиваль станет качественным, интеллектуальным досугом, благодаря которому зрители смогут узнать о новых направлениях и форматах современного искусства, познакомиться с яркими творческими работами. Некоторые проекты фестиваля подразумевают вовлечение в творческую среду юных зрителей, а также зрителей с ограниченными физическими возможностями.

В рамках фестиваля в сентябре – ноября проходят выставки, музыкальные и театральные постановки, творческие мастерские, мастер-классы. Фестиваль проходит в Москве, Калуге, Ярославле, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Сочи.

Участники фестиваля: 

Анна Мальгина. Видео-арт/анимация. 5—6 ноября. ЦДХ.
Сделанная с помощью мобильного телефона серия фотографий за счет быстрой смены кадров превращается в микро-анимацию, таким образом создается эффект движения в статичном изображении. Дневная суета московского метро превращает людей в непреметную, безликую массу, где люди перестают замечать друг друга. Анна Мальгина стремится открыть глаза прохожих и заставить увидеть друг друга.

 

Экспериментальная театрально-кинематографическая постановка «Кино.Театр». 6 ноября. 19:00. ЦДХ.
Смелая попытка режиссера Ефграфа Сорокина объединить театральную постановку и кинематограф. Герои повествования находятся в поиске «настоящего, истинного» в современном мире. Существуя в  информационных потоках новостных лент, социальных сетей, персонажи лишаются эмоциональной реакции на происходящее. Теряясь в отражениях и переотражениях действительности, герои ставят под сомнение реальность своего собственного существования. Герои попеременно оказываются то на экране, то на сцене и наоборот. Заранее снятые кинофрагменты вытесняются изображением с «живых» камер, а в последствии и все действие выходит в офф-лайн. Зритель не сразу осознает какая именно часть является заранее записанной, а какая «прямым эфиром».

Борис Черствый. Скульптура, графика. 5-6 ноября. ЦДХ.
Бронзовые рельефы скульптора Бориса Черствого, представленные на выставке, — новый виток в творческом восхождении мастера. Сегодняшний художественный язык, будучи глубоко новаторским, тем не менее связан с искусством далекого прошлого. Предполагается тактильное восприятие рельефов зрителем. От физического прикосновения считывается иная информация о вещи, скульптура раскрывается в своей полноте, окончательно утверждая себя в реальном пространстве. рельефы будут менять цвет и фактуру. Зритель становится соучастником скульптора в «доработке» произведений.


«Айседорино горе». Паблик-арт хореография. Сентябрь-октябрь. Ярославль, Калуга, Москва.
Известный смелыми экспериментами танцевальный кооператив «Айседорино горе», представляет исследование-интервенцию «Оцепенение». Работа посвящена отношению к людям с ограниченными возможностями. Одна из участниц получила серьезную травму и не могла передвигаться без вспомогательной металлической конструкции, закрепленной на ноге. Пронаблюдав реакцию оцепенения окружающих людей на эту ситуацию, девушки решили поднять в своем творчестве вопрос об эстетизации тела с ограниченными возможностями.

Натали Просветова. Фотография. 5 ноября. ЦДХ.
Работы выполнены при помощи мобильного телефона, сильно отличаются от всего того что мы привыкли видеть в этом жанре. В основе каждого изображения лежит набор пикселей камеры смартфона, но вы вряд ли идентифицируете это  подобным образом.

Работы Натали опубликованы в глобальной онлайн-галерее «Pixels: The Art of the iPhone», стали участниками выставок  «Renaissance Fine Art & Design», «Aotearoa» (Новая Зеландия), WiAM (Неаполь). В 2012 Натали приняла участие в фестивале пионеров мобильного искусства, проходившего в Santa Monica Art Studios (США). Коллекция ее работ является частью путешествующей арт-инсталляции, представленной 40 художниками-мобилографами всего мира. 

Роман Шмидт. Фотопроект «Цвет света». 5—6 ноября. ЦДХ.
Роман Шмидт воссоздает технологии съемки и просмотра стереофотографий 19-го столетия, интегрируя в них элементы цифровой эпохи. Классический деревянный ящик-стереоскоп в качестве начинки получает не картонную стерео-открытку, а современный цифровой планшет, а на смену пленочной стереопаре приходят цифровые камеры и устройства. Прежним остается принцип «до цифровой» фотографии — стереоизображение нельзя увидеть on-line, необходимо личное присутствие зрителя у инсталляции.

Юлия Ромасёва, Юлия Сидельникова. Аудио-визуальный перформанс «Во времени». 5 ноября, 20:00. ЦДХ.
Перформанс талантливых художниц из Ставрополя и Москвы объединит в едином пространстве два кардинально разнящихся взгляда на искусство. Наглядно демонстрируя исторический контраст, авторы выявляют то, каким было искусство несколько веков назад и к чему оно пришло в наши дни. Перформанс еще раз напомнит зрителю простые основы искусства, о которых не стоит забывать даже в наш век бурного развития художественных арт-техник и электронных медиа.

Александра Кочеткова, команда Sozdano. Интерактивный плакат. Бабочка. 5-6 ноября. ЦДХ.
Инсталляция представляет собой интерактивный плакат с текстом стихотворения Иосифа Бродского «Бабочка». Основная идея заключается в постепенном сокращении расстояния для рассматривания объекта, максимальном приближении зрителя и, соответственно, увеличении размеров проекции объекта внимания. В данном случае, объектом внимания зрителя становится не само насекомое, а текст. Размер шрифта уменьшается,при приближении зрителя к экрану, тем самым увеличивается объем доступной информации — самого стихотворения.

Борис Левченко. Литера.Tour.5-6 ноября. ЦДХ.
Проект направлен на переосмысление творчества классиков российской литературы посредством современных инновационных технологий. Сам формат инсталляции-перформанса разработан в игровой развлекательной форме. Автор в режиме реального времени создает музыкальную композицию на прочтение литературного произведения. Интеграция в проект «умных» процессоров с зачатками искусственного интеллекта, внедрение в них программного обеспечения, на выходе получили затягивающий в процесс «аттракцион». 

Павел Астрахов. «Не смотрите». 5-6 ноября. ЦДХ. 
В основе концепции работ лежит тема переосмысления окружающей нас реальности, которую мы создаем или утрачиваем, роли искусства в этой системе ценностей. Инновационная фотография — не только средство, с помощью которого автор делится своими наблюдениями, это воплощение новой, фрагментированной реальности, в которой существуют герои. «Не смотрите» — это природа человека, душа или тело, свобода мысли или ограниченность интеллекта, это рассуждения или молчание. «Не смотрите» — это повод посмотреть.

Павел Иванов. Проект «Шизовония». 5-6 ноября. ЦДХ.
Посетителям предлагается исследовать пространство в наушниках, испытывая на себе дезориентирующий эффект от изменения механизмов слуховых ощущений. Усложнение звуковой картины и усиление эффектов ее восприятия будет реализовано размещением в пространстве дополнительных звуковых источников, транслирующих авторские звуковые композиции и задающих хореографию перемещений между объектами

Фестиваль ориентирован на широкую целевую аудиторию. Предполагается большой интерес со стороны творческой интеллигенции, работников творческих и интеллектуальных профессий, кураторов и арт-критиков, искусствоведов.